Главная - СМИ - Журнал «Небо Кубани» ▪ Июнь 2010 года

Журнал «Небо Кубани» ▪ Июнь 2010 года

«Freezelight. Несущие свет.»

текст Анастасии Напалковой

Группа молодых людей носится с фотоаппаратами вокруг света и даже засветилась на ванкуверской Олимпиаде. Практически каждый из фотографов начинал с «игры светом», однако не все научились совмещать в этом бизнес и творчество.

Когда фотографам рассказываешь о мастерах, рисующих светом, те отвечают, что все так экспериментировали «по детству».

— Они так говорят, а потом все равно приходят на наши мастер-классы,— уверяет Артем Долгополов, представитель группы Freezelight, вырезая афишу выставки, где изображена вполне земная женщина с сияющими крыльями.

Команда Freezelight, авторы одноименного направления в фотоискусстве, опровергает мнение, что рисование светом — лишь переходный этап в процессе обучения фотографа. Несмотря на то, что принцип остается тем же: в темноте на камеру с длинной выдержкой снимаются манипуляции с источниками света (фонариками, свечками, вспышками), в результате получаются впечатляющие огненные языки, буйные заросли, антропоморфные и не очень существа на темном фоне.

«С рисования светом начинает каждый фотограф. Но большинство ограничивается абстрактными экспериментами,— говорит Артем.— Терпения научиться создавать фигурные композиции хватает не у каждого. Как вы думаете, сколько дублей понадобилось, чтобы нарисовать вот этого голубя? Пятьдесят. А начинающим художникам пришлось бы больше попотеть».

Артем и Роман Пальченков, его коллега по свету, показывают картину со светящимся контуром птицы, восседающей на фоне городских огней.

Фризлайт — это «фотографирование на длинной выдержке осмысленно нарисованных светом объектов и абстракций» — так формулируют идею своего творчества ребята. «Бывают сложные композиции с участием большого количества людей, и мы каждое движение заранее просчитываем и продумываем. Нечто похожее на танцевальные репетиции устраиваем»,— смеются фризлайтеры.

Танцы со звездами
Так и есть. Показал мастер-класс, с виду похожий на искрящее всполохами созвездие или инопланетные приветствия. На один снимок — 20, 50 или, скажем, 150 секунд. Группа добровольцев быстро мигает фонариками в темноте, выводя елочку, снеговика или кошку. «Фонарик забыла выключить, лишний след будет… Ой, подружку засветила, подружка проявится на картинке. Все, выходим из кадра»,— комментируют художники. Снято.

«Главное — научиться определять пропорции и ориентироваться в пространстве,— наставляет Роман.— Все помнят, как в школе рисовали кувшин: была ось, и на нее нанизывали эллипсы. Этой осью может стать штатив фотоаппарата, находящийся перед вами. Или можно так: рисуешь, например зайца — представляешь, что ростом он будет с тебя,— Роман чиркает желтым фонариком над головой,— отсюда ведешь линию. Если нужно прерваться, нужное место запоминаешь»,— Артем растопыривает ладонь на месте заячьей головы, делая «метку», и приступает к рисованию лап.

Для «граффити», то есть написания слов, ребята рекомендуют научиться писать справа налево.

«Есть забавный прецедент, когда один художник написал на Кремлевской площади слово «Москва». Смотрим на рисунок: Мавзолей Ленина слева, ГУМ справа, а перед нами собор Василия Блаженного. Он нарисовал надпись так, как ее видит, а потом перевернул и думал, что никто не заметит. Тренируйтесь писать справа налево,— советует Артем и добавляет,— или ищите места, которые никто не знает».

Сказал электрик

— Я все натуральное предпочитаю. Я как-то сделал снимок, так там была во-о-от такая радуга,— по выставке бродит седовласый господин с «Зенитом».

— Это красиво, а мы радугу в комнате сделали,— подводит его к одной из работ Роман.

— Пожилые люди относятся к нашему творчеству скептически — мол, это все на компьютере. А когда им объясняешь, что технически такое можно было сделать еще 70 лет назад, они впечатляются,— говорит Артем.— К тому же компьютер не способен передать сложную фактуру света.

Артем показывает изображение лыжника.

— Здесь многоплановое изображение, на первом плане ветки поверх фигуры. Как такое сделать на компьютере? Ой, а здесь, видите, завиток — это у меня рука дернулась.

— Свет — он живой,— объясняет Роман.— На компьютере ты выдумывал бы, как та или иная линия будет выглядеть, где будет утолщение, где пересвет. Но все равно по-настоящему не получится: рисованные изображения не дают отражений, структуры света там нет, волокон. Это как сравнивать съемку на цифру и на пленку.

Для создания света команда Freezelight носит с собой чемоданчик. Там уйма фонариков и сложных гирлянд — разноцветные галогеновые лампы, светодиодные ленты, с буквами и надписями, например, позволяющие написать слово freezelight в различных модификациях, многие изготовлены самостоятельно. Но используются и подручные материалы. На одной из работ — ребристые цветы.

«Это формочки для выпекания кексов»,— раскрывает секрет Артём.

Кому нужен свет

«Известные бренды всегда ищут новые варианты визуального воплощения, новые варианты эмоциональной подачи,— объясняют Артем и Роман.— Своим работам мы даже названия не придумываем. Почему? А что вы хотите получить — натянутые толкования, или эмоцию, экспрессию?»

Один из самых известных роликов группы снят для «Первого канала», он промоутирует Олимпийские игры в Ванкувере.

«Они попробовали сделать на компьютере, а когда не получилось, обратились к нам»,— рассказывают фризлайтеры.

Во время создания ролика ребята четыре ночи провели на тридцатипятиградусном морозе. Перед этим они покадрово изучали движения лыжников и фигуристов. Полуминутный ролик состоит из нескольких тысяч кадров: «Есть определенная рваность движений, но это специфика съемки».

Главное — мы всегда исходим из того, что работа должна быть интересна с точки зрения творчества. С предложениями «а давайте, в центре будет мой логотип, а вокруг забацайте вот такое вот сияние» — это не к нам».


Другие записи:

+

Оставьте сообщение