DIGITAL PHOTO ▪ декабрь 2010 года ▪ Часть 1
Начало (страницы 78-80)
Свет в фотографии является ключевым моментом, но на снимке играет роль скорее служебную, обрисовывая форму объекта, выявляя его фактуру и цвет, создавая композиционный светотеневой рисунок. Фризлайт — единственный жанр фотографии, где свету воздаётся должное и он становится основным, а подчас и единственным предметом съёмки.
Несмотря на всю «иностранность» термина фризлайт, прижившегося в нашей стране, корни у него самые русские. Его авторами стали Артём Долгополов и Роман Пальченков, создавшие в 2008 году в «Живом Журнале» сообщество freezelight, призванное объединить всех фотографов, увлекающихся рисованием светом, а также привлечь неофитов заняться этой необычной и увлекательной техникой съёмки. а там, как говорится, пошло-поехало. Превращению названия сообщества фактически в термин послужило и то, что его создатели хорошо поднаторели в этой технике, достигли высокого уровня мастерства и сейчас являются самыми восстребованными фотографами в России, работающими в этом жанре (подробнее об их творчестве см. Digital Photo №83, март 2010 года).
Как и почти всё новое, фризлайт — хорошо забытое старое. Первые опыты с рисованием светом в кадре проводились ещё в 20-х годах прошлого века. В этой технике работал известный художник-модернист Мэн Рей. В 1949 году фотограф Гьен Милли запечатлел несколько световых эскизов, выполненных Пабло Пикассо. Однако наибольшее распространение техника рисования светом получила с началом эры цифровой фотографии — благодаря возможности делать, по сути, бесконечное количество пробных кадров и мгновенно оценивать результат.
Удивительно, но фризлайт подразумевает практически полное отсутствие цифровой обработки изображения. Кадр буквально пишется светом вживую. Ограничений нет фактически никаких — можно писать, рисовать, обводить и даже создавать анимацию, а тои целые фильмы. Всё, что требуется от фотографа, — чувство прекрасного и предельная самоорганизация. В руках у фотографа обычный фонарик, а чтобы создать фризлайт-картину, необходимо чувствовать пространство, контролировать свои движения и конечно много тренироваться.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
Одна из самых приятных особенностей этого жанра заключается в том, что к фототехнике требований и ограничений здесь минимум. К фризлайту могут приобщиться практически все фотолюбители. Главное — желание, а современная техника позволит создавать фотокартины практически любой сложности без дополнительных капиталовложений. Снимать можно на любую компактную камеру, в некоторых случаях не оснащённую даже ручным режимом съёмки или приоритетом выдержки. конечно наибольшую свободу при максимальном удобстве организации процесса предоставят аппараты со сменной оптикой (с зеркалом или без него), оснащённые крупными сенсорами и средствами ручного управления экспозицией. Не последним серьёзным преимуществом таких камер перед компактами окажется тот факт, что они меньше «шумят» на выдержках длиннее секунды.
Для рисования светом, как вы могли понять из нашего небольшого исторического экскурса, подойдут не только цифровые, но и плёночные фотоаппараты. Опытным путём определено, что, в то время как цифровая техника справляется с улавливанием света от движущихся источников при чувствительности 100 ISO, плёнку лучше выбирать с эквивалентной чувствительностью 200-400 ISO. Великолепно получаются фризлайт-фотографии на среднеформатной плёнке.
К оптике обычно предъявляется меньше требований, чем обычно, однако стоит учитывать, что для рисования фотохудожнику нужно пространство, и наиболее восттребованными будут фокусные расстояния от 18 до 50mm. Светосильные объективы использовать можно и нужно. Дело в том, что с помощью диафрагмы фотограф имеет возможность контролировать характеристики линии, которую оставляет источник света в кадре. Если диафрагма широко открыта, линии получатся толстыми и мягкими, если прикрыта — они будут тоньше и жёстче. Более того, при закрытой диафрагме точечные источники света будут иметь тонкие расходящиеся в стороны лучики — так можно рисовать звёздочки; при открытой же — проще получить пятнышки. Стоит учитывать, что разные источники света по-разному отображаются в кадре. Это открывает огромное пространство для всевозможных экспериментов.
АРТ-ПОДГОТОВКА
Перед съёмкой необходимо установить фотоаппарат на штатив. Замечательно, если ваша камера поддерживает режим управления с подключённого к ней компьютера, — в этом случае результат виден сразу же на большом экране, да и в темноте таким образом проще менять настройки фотоаппарата.
Цифровую зеркальную камеру или продвинутый компакт следует перевести в режим ручной съёмки. Если имеется возможность отрабатывать выдержку «от руки» или в режиме Bulb, когда затвор открыт, ровно столько, сколько нажата кнопка спуска, — выбираем именно его. В отсутствие управления с ПК или ассистента вам пригодится пульт ДУ с таймером, обеспечивающий возможность установки выдержки более 30 секунд. Диафрагма обычно прикрывается так, чтобы одновременно и художнику было комфортно перемещаться по кадру, не будучи «замеченным» матрицей, и объект съёмки оказался, в конце концов, достаточно экспонирован. Правда, здесь есть секрет: даже при сильно закрытой диафрагме можно легко проэскпонировать предмет съёмки, просто подсветив его в конце импульсом вспышки. Обычно время экспозиции составляет 15-30 секунд. Создание же самой «долгой» картины, про которую нам рассказывали основатели проекта Freezelight.ru, заняло более 500 секунд.
Владельцам цифровых компактов можно рекомендовать следующий приём. Камера переводится в режим ночной съёмки или устанавливается сюжетная программа «Фейерверк». Во время спуска затвора объектив прикрывается рукой так, чтобы автоматике камеры показалось, что вокруг — полная темнота. Будучи обманутой, автоматика выставит максимально доступную длительность выдержки. Увы, у некоторых камер она составляет всего пару секунд, но даже за это время, при наличии ассистента можно нарисовать отличную картину.
На первый взгляд, одной из самых сложных задач при съёмке в темноте кажется наведение резкости. Делается это на самом деле очень просто: объект съёмки просто подсвечивается фонарём так, чтобы сработал автофокус. Далее фокусировка переводится в ручной режим, то есть автофокус отключается. Беспокоиться, что даже при открытой диафрагме объект окажется вне зоны резкости, не стоит — световой рисунок в любом случае останется отлично читаемым.
Совет эксперта. Темновые токи
Один из главных врагов фотографа, работающего в технике фризлайта, — шумы. При длительном экспонировании сенсор камеры нагревается, при этом в фотодетекторе усиливается так называемый темновой ток, который и без того присутствует на матрице в силу несовершенства её конструкции. Он создаёт дополнительные помехи, которые выражаются на снимках в появлении ярких точек произвольных цветов. Чем качественнее, а следовательно дороже матрица, тем меньше в ней уровень темнового тока, поэтому «зеркалки» больше подходят для фризлайта.
Камеры умеют самостоятельно бороться с этим недостатком, вычитая маску шумов. Они получают её за счёт повторного экспонирования сразу после съёмки, но с закрытым затвором. При этом выдержка устанавливается такая же по продолжительности, как и при съёмке, что приводит к замедлению процесса в 2 раза. Потому при работе во фризлайт-технике предпочтительнее отключать функцию шумоподавления на длинных выдержках в камере и обрабатывать снимки впоследствии на компьютере, посредством соответствующего программного обеспечения.
СВЕТОКИСТИ
Чем рисовать в жанре фризлайт — решать вам. Чёткие ограничения здесь неуместны, но парой секретов основатели проекта с нами всё же поделились.
Самый простой и доступный на сегодняшний день инструмента — диодный фонарик из ближайшего магазина. По характеру рисунка его можно сравнить с фломастером. Одиночный диод без отражателя создаст красивую звёздочку, а всевозможные «световые мечи» можно самостоятельно изготавливать из цепочек последовательно объединённых светодиодов, которым для питания достаточно всего пары пальчиковых батареек. иногда можно задействовать воображение и создать из самых банальных вещей потрясающие источники света. пожалуй, самое удивительное изобретение — обычная лампа накаливания невысокой мощности, патрон которой украшен новогодним ёлочным дождём. Эффект от такой «кисти» ни с чем не сравним, а уж разгадать, посредством чего был достигнут такой эффект, ваши друзья точно не смогут!
Казалось бы, один из очевидных инструментов фризлайт-фотографа — лазерная указка. На самом же деле применять её в рисовании не очень рекомендуетсяи работать с ней нужно очень осторожно. Ею ни в коем случае нельзя светить в глаза себе или ассистенту, равно как и в объектив камеры, поскольку интенсивность излучения красного, а особенно зелёного или синего лазеров очень велика, и светочувствительные элементы (биологические или электронные) от этого могут выйти из строя. Причём и в том и в другом случае — необратимо.
Последнее время из всего многообразия осветительных приборов Артём и Роман предпочитают использовать фонари американской компании MagLite. Обычно для фотопроекта используется пара этих источников. Выбор фонарей этой марки не случаен: дело в том, что у них есть несколько полезных особенностей. Первая — возможность точно фокусировать луч от яркой точки до рассеянного пятна, благодаря чему разительно меняется характер рисунка. Перед съёмкой каждого кадра фонарь фокусируется согласно задумке, по ближайшей стене. Вторая особенность MagLite — возможность применения фильтров, так как переднее защитное стекло легко скручивается и под него можно положить прозрачный фильтр любого цвета. Можно одновременно поместить два, а то и три фильтра сразу, чтобы получить различные цвета и оттенки. Секрет размещения фильтра заключается в том, что вырезать идеальную окружность не нужно. Наоборот, необходимо небрежно отрезать кусочек произвольной формы — по размеру чуть больший, чем защитное стекло фонаря, смять его и только после этого затолкать в фонарик. В результате подбор оттенка световой кисти превращается в быстрый, а главное, простой процесс.
Инструментарий. Цветные фильтры.
Издавна фотографы и кинооператоры для окрашивания света используют «гели» — цветную прозрачную плёнку, изготовленную из желатина или специальных пластиков. Такой фильтр задерживает минимум света, окрашивая его при этом в насыщенный цвет, но и стоит довольно дорого. Правда, если среди ваших знакомых есть операторы с ТВ, то у них можно разжиться гелями с минимальными издержками.
Самый недорогой способ сделать фильтр из подручных средств — вырезать его из цветной прозрачной канцелярской папки. Впрочем подходят также цветные бутылки из-под газировки или даже полиэтиленовые пакеты.
Конец первой части. Продолжение во
второй части.
Другие записи:
- DIGITAL PHOTO ▪ ДЕКАБРЬ 2010 ГОДА ▪ часть 2
- Итоги 2010
- «Ночь. Улица. Фонарь» ▪ National Geographic
- Приём фризлайта у населения :)
- Промо-ролик Фестиваля науки 2012