За отладкой сайта совсем забыли, что в отличие от сообществ, здесь отсутствует подробное описание самого фризлайт-процесса. А новичков, судя по статистике наверняка хватает. Извиняемся и тут же исправляем досадную оплошность. 

Для тех,  кто читал это руководство в сообществах – советую пробежаться по тексту тоже,  потому что с небольшой высоты нашего опыта мы дополнили и доработали часть советов. 

Далее сам текст,  разбитый для лёгкости освоения несколькими картинками…

1. О фризлайте

Спасибо нашим инвесторам из азино 777

Думаю ни для кого не станет открытием, что фризлайт (freezelight) в переводе с английского – замороженный свет. Именно так проще всего объяснить, что же на самом деле происходит со светом при съёмке на длинной и очень длинной выдержках.

Теперь о том, что считается фризлайтом, а что нет. Определение звучит следующим образом: «Фризлайт - это фотографирование на длинной выдержке, осмысленно нарисованных светом объектов и абстракций». Суховато, не спорю, но автоматически отсекает случайные кадры, типа: «вот если я поставлю выдержку на 1 секунду и вот так из стороны в сторону крутану фотоаппаратом, то должно получиться забавно…». Извините, но мало-мальски приятный для лицезрения кадр, таким способом можно получить буквально в течение минут пяти. И здесь будет совершенно неважны ваши профессиональные навыки. Удача и теория вероятности, не больше. 

2. Настраиваем камеру

Спасибо нашим инвесторам из азино 777

По умолчанию буду описывать настройки для ультразумов и зеркальных камер. Когда мы начинали рисовать светом – то естественно шли по пути наименьшего сопротивления. Выбирали режим приоритета выдержки, ничего криминального в этом нет, но для полноценного контроля камеры и поступающего сквозь объектив света  лучше всё-таки снимать в полностью ручном режиме – M. В этом режиме вам понадобится управлять тремя основными величинами: выдержка, светочувствительность, диафрагма.

Тех, кто уже на грани истерики и считает, что сейчас будет много умных слов и всё это слишком сложно, спешу успокоить – всё проще чем кажется на первый взгляд. 

Итак, светочувствительность или другим словом ISO.  Без долгих углублений в науку – советую использовать диапазон от 50 до 200. Наиболее оптимальным вариантом как всегда является золотая середина, то есть показатель ISO равный 100.

Выдержка. Именно она позволяет фиксировать след от любого движущегося источника света. По сути именно из таких следов и получаются наши необычные рисунки.  Диапазон выдержек широк. Бывают сверхкороткие (тысячные доли секунды) и длинные. Во фризлайте, как правило, используются последние – от 5 секунд.  За это время к примеру можно нарисовать символ или букву. Для более сложных задач времени нужно больше. В общем длительность выдержки – это время, которое вы выделяете себе на творчество.

Диафрагма. С её помощью вы регулируете количество света попадающего на матрицу. Чем больше значение – тем меньше света, чем меньше значение – тем больше света.  Научитесь грамотно управлять диафрагмой – рисовать станет гораздо проще.

3. Необходимые условия

Спасибо нашим инвесторам из азино 777

Важным условием для получения качественного фризлайт-фото является стабильность камеры. Даже небольшой порыв ветра или ваше собственное дыхание может свести на нет всё творчество.  Большая выдержка не терпит шевелёнки. Поэтому рекомендуем использовать штатив. Ну или ставить фотокамеру на неподвижный объект. Им может быть стол, стул, парапет, камень… или например старинный фотосекрет, как стабилизировать камеру без штатива – использовать пакет с крупой. помогает даже на очень неровных поверхностях.

И конечно самое важное условие для фризлайта – это ночь. Ну или тёмная -тёмная комната. Длительная выдержка – это поглощение света. Днём его очень много и вряд ли у вас есть фонарик который сможет соревноваться с солнечным светом по яркости. Выбирая место съёмки, обращайте внимание на освещение. Источники по яркости близкие к тем, которыми вы собираетесь рисовать или даже превышающие их в выставленном вами кадре должны напрочь отсутствовать, иначе ваш рисунок в большинстве случаев просто не будет читаться, да и с большой вероятностью засветитесь и вы сами. Такую опасность представляют уличные фонари, если вы находитесь вблизи от них и окна, при условии, что вы собрались рисовать днём или например утром. Накопив определённый опыт, вы научитесь на глаз определять удобные для фризлайта места и будете понимать, что вот в эту сторону снимок сделать удастся, а здесь наверняка будут проблемы. В любом случае советую делать тестовые снимки.

4. Рисуем

Спасибо нашим инвесторам из азино 777

Куда пропадают люди и можно ли их вернуть? По своей воле фризлайтер может либо оставаться в кадре рядом со своим рисунком, либо оставлять творение жить самостоятельной жизнью. Объясню как. Выдержка позволяет немного хамства. Если вы в тёмной одежде, и долго не задерживаетесь на одном месте, скорее всего ваше путешествие перед объективом останется незамеченным. Если задача противоположная -  например, чтобы созданный вами смайлик сидел у вашего друга на руке – используйте яркий прямой источник света. Направьте его на друга. Для того, чтобы сохранить лицо товарища – попросите его не двигаться, не корчить вам рожицы и не разговаривать. Закрепите выражение его лица вспышкой. Иначе вы на практике поймёте – что такое шевелёнка. Подытожим. Хотим стать невидимками – одеваемся в тёмное, быстро двигаемся и ни в коем случае не светим на себя.

Для фризлайтера очень важно пространственное мышление. Если его нет или оно слабо развито – упорные тренировки помогут это дело исправить. Когда рисуете – старайтесь запоминать, где только что провели линию – это поможет контролировать композицию и тогда язык ваш смайл будет высовывать не из правого глаза или лба, а именно из рта. 

Как можно упростить процесс рисования. Ну во-первых конечно для начала нарисовать на бумаге то, что собираетесь нарисовать в воздухе. Это поможет закрепить образ в голове. Во-вторых, все мы в детстве рисовали мелом на асфальте – вспоминайте этот навык. Днём рисуете на асфальте и разрешённых стенах, а ночью в воздухе и на чём ваша душа пожелает. Тем, у кого в прямом доступе есть школьные доски – будет ещё проще. Третий способ – ориентироваться по находящемуся перед вами объекту. Представьте ваш рисунок на стене находящейся позади штатива с фотокамерой и обведите его вашим фонариком.
 

О источниках света и оставляемых ими следах – читаем здесь

ReTwitt it post in LiveJournal post in Facebook post in Myspace post in delicious


Статьи по теме:

Комментариев: 80 на «Букварь фризлайтера»

  1. YaKUT пишет:

    Гуд. Доступно и понятно.
    Еще стоить, наверно, отметить, что писать буквы на камеру стоит, как обычно слева-направо, НО каждая буква пишется в зеркальном отражении самой себе (например «d» должна писаться как «b»).
    Еще один «само собой разумеещийся факт» это порядок наложения «слоев» (выражаясь языком графических редакторов). Вспышка в начале кадра или в конце (или порядок рисования линий) позволит вынести объект на задний план (слой) или на передний.

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    Да, хорошие дополнения! Спасибо :)

    Ответить

  2. Зверь пишет:

    Короче я понял!!! надо стать ниндзей одеться в черное и быстро быстро бегать :)

    Снимите хоть одно видео как все происходит! Спасибо!!!

    Ответить

    Зверь ответил:

    Как происходит процесс сложных надписей или рисунков! :)

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    ок, ставим себе дополнительной задачей – показать процесс :)

    Ответить

  3. paracels пишет:

    Хм.. Прочитал, просмотрел фотографии, поискал ещё информацию. Очень интересно (: но, к сожалению, нет хорошего фотоаппарата :(
    как я понял, желаемый эффект можно получить, используя и обычный цифровик? Да и возможности достать хорошую камеру пока нет (:

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    рисовать можно и на мыльницу… кстати плёнка – вообще экстракласс :) плёночник с возможностью ставить выдержку можно тысячи за 3-4 купить… ))

    Ответить

  4. fl-vlg пишет:

    Хорошая статья, и всё вполне понятно.

    Ответить

  5. Inessa пишет:

    интересно, пишите еще.

    Ответить

  6. Pit пишет:

    всем привет.А в каком году появился фризлайт?

    Ответить

    Леонид ответил:

    60 лет назад Пикассо сделал первые снимки с фонариком в руках и большой выдержкой
    Ну а подробнее можно узнать в этих статьях
    /?p=277
    /?p=289
    Хотя когда появился термин фризлайт я не знаю.
    Но буду рад если кто хоть примерно знает год его появления.

    Ответить

  7. ladoga пишет:

    Сегодня впервые узнал о фризлайте из сюжета по TV. Удивила доступность
    процесса даже для начинающих. Про «наложение слоев» тоже интересно.
    Ждем от Вас ещё информации.

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    постараемся чаще обновляться :)

    Ответить

  8. Mak-qin пишет:

    Я сегодня зарегистрировался…………но прикольно все таки.

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    :)

    Ответить

  9. Romasshhka пишет:

    Прочитала, выставила свой старенький цифровик на нужные параметры и побежала в ванную пробовать (самая тёмная комната)! Получилось супер с первого раза!!!! Даже не ожидала!!! Мне очень понравилось!!! Спасибо!!! Буду дальше пробовать и стараться!
    P.S. Для хаотичного рисунка принебрегла правилом стабильности камеры, т.е. наоборот неподвижна была свеча на полу, а я камеру крутила туда сюда – эффект был супер!!!

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    Удачи :)

    Ответить

  10. LeveL up пишет:

    у меня несколько вопросов.1.что такое выдержка? я так понял что это таймер когда сьемка кадра происходит через определенное время.2. фотоаппарат нужен какой-то особенно качественный ? и можно ли сделать рисунок с обычной телефонной камеры?.

    Ответить

  11. Romasshhka пишет:

    Ещё возник дополнительный вопрос!!!
    Если создавая сюжет из многих составляющих (я одна) делать несколько кадров по частям а потом в Ps составить – это будет считаться за хорошую работу или же подделка?

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    вобщем-то это не будет считаться подделкой!
    был даже случай, когда на конкурс была прислана фотография, составленная подобным способом из кусочков. эта фотография попала в список финалистов! :)
    так что всё зависит от задумки!

    Ответить

  12. Korshikov пишет:

    Спасиб… Оч интереснно.. Да-да .. Пишите еще…

    Ответить

  13. Sova пишет:

    Круто! Офигенная вещь и при том никого там фотошопа!!! Я недавно по ящику видал про это творчество, честно скажу – давно не удивлялся! Спасибо! Удачи, ребята! Пишите ещё!

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    Спасибо! И вам удачи! :)
    Продолжим удивлять :D

    Ответить

  14. Алексей пишет:

    Мне тож понравилось!!! Оч круто!! Хочу попробовать!!!

    Ответить

  15. Vanilla пишет:

    Да, да да очень интересная штука!!!
    Буду пробывать! уже кто-то задавал вопрос…можно ли для начала сделать такой снимок на камеру мобильного телефона?

    Ответить

  16. Евгений пишет:

    Вчера видел по тв сюжет про фризлайт. Был в восторге!
    Вообще по долгу будущей пофессии (оптик я будущий, лазерщик) горячо и нежно люблю свет. Когда увидел, что с ним можно творить, делать вещи, в обычной жизни просто невозможные, просто поражён был!
    Попробовал при помощи цифровой мыльницы с 15» выдержкой и лазерной указки первую загогулину нарисовать – понравилось :) Буду пробовать с другими источниками.
    От фотографии я крайне далёк, но такая её разновидность разожгла желание стать к ней ближе :)

    Спасибо за мануал: многие заблуждени мои развеялись, многие детали разъяснились.

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    Спасибо! Рады, что разожгли интерес в будущем оптике :)
    Ждём Ваши эксперименты на страницах жж-сообщества! :)

    Ответить

  17. Vanilla пишет:

    а у меня пока что нет цифровика :(
    за сколько можно приобрести самый дешовый цифровик с выдержкой?

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    по сути, для съёмки фризлайта начинающему фотографу достаточно и мыльницы с функцией длительной выдержки, или так называемого суперзума.

    Ответить

  18. Алексей пишет:

    ЕЕЕ!!! У мя получилось написать свой ник!!!!

    Ответить

  19. Алексей пишет:

    а вы можете подробно написать как можно сделать видео и с помощью какой программы???

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    да конечно! сейчас готовиться обширная статья по съёмке фризлайт-видео!

    Ответить

  20. Егор пишет:

    Народ, не подскажите, как на фотиках называться выдержка, как ее можно сменить, я тока ISO нашел!!

    Ответить

    Че ответил:

    ты бы хоть модель фотика написал

    Ответить

  21. MacuMo пишет:

    Не могли бы Вы посоветовать мне в выборе фотоаппаратуры. В статье выше я понял смотреть на какие параметры, но в настоящее время выбор настолько велик, что глаза разбегаются. Меня интересует все от фирмы производителя до самой модели. Так же какие аппараты будут достаточными для новичков, а какие уже для опытных пользователей. Благодарю за помощь.

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    В ближайшее время на сайте появиться статья по выбору фотоаппаратуры! Следите за обновлениями! :)

    Ответить

    MacuMo ответил:

    Спасибо большое. Жду с нетерпением.

    Ответить

  22. Егор пишет:

    Ах да, еще, можно ли как-нибудь снимать на камеру без выдержки, у меня ее нет(((

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    боюсь, что никак…
    нужна по меньшей мере 5ти секундная выдержка для какого-то более-менее осознанного рисунка)

    Ответить

  23. MacuMo пишет:

    Ну и тогда небольшой вопрос как узнать есть выдержка на фотоаппарате?

    Ответить

  24. Егор пишет:

    Ну я знаю, что у меня 4х секундная, а как ее включить незнаю( Хоть так попробовать, втянусь, куплю нормальный

    Ответить

  25. Никита пишет:

    Я увидел это в новостях и мне понравилось!!! Тоже так хочу!!! Я попытался ностроить цифровик: настроил всё кроме выдержки немогу найти!! Пдскажите как!! Мой фотик Lumix fs3

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    попробуйте ночной режим

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    Но лучше работать в мануале, если таковой есть )

    Ответить

  26. Никита пишет:

    Кстати в паспорте выдержка цифровика 60 – 1/2000 с

    Ответить

  27. Ilonka пишет:

    Скажите пожайлуйста,а где на моём фотоопарате Sony DSC-W170 выдержка(и есть ли она вообще)? я нашла «Режим серийной съёмки/режим брекетинга» напсианно,что там делается 3 кадра с выдержкой 1 сек…это не выдержка?

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    нет, это не выдержка, вам нужно поискать в камере ручной режим настройки параметров камеры.

    Ответить

  28. adka пишет:

    a gde eta Diafragma?

    Ответить

  29. Garfield777 пишет:

    Дааа действительно шедевр,давно хотел изучить как пользоваться фотоаппаратом,увидел также как и многие по 1ому каналу репортаж про фризлайт и загорелся,наконец-то добрался до компьютера чтобы залезть на ва сайт и многое для себя открыл

    Ответить

  30. monik пишет:

    блин, а у меня такая проблема.
    цифровик у меня Panasonik Lumix DMC-LS60 и в общем выдержка у него то есть, пусть небольшая но все же…
    но она в ручную не регулируется…
    и ничего у меня не получается…
    что делать?
    другой фотик покупать?

    Ответить

  31. Sergi.K пишет:

    а как получается фото с человеком если сьемка в темноте а человека отлично видно?

    Ответить

  32. monik пишет:

    а все я разобрался =Ъ

    вот меня тоже интересует, как сделать четкую фотографию в темноте и что бы человека было видно

    Ответить

  33. Алексей пишет:

    Если я не ошибаюсь, то снимки с человеком проходят не ночью, а днём просто человек не должен двигаться тогда получается чёткий снимок!!!
    И у мя вопрос: Есть кто-нибудь из фризлайтеров кто живёт рядом с 11-Парковой улицей????

    Ответить

  34. Stas пишет:

    Я фризлайтер, но пока еще новичек!
    Буду практиковаться с улучшаться!
    Скоро выпущу свой 1 альбом фотографий)))

    Ответить

  35. Sergi.K пишет:

    так всеже как сделать фото чтобы на фоне рисования был четко виден человек?

    Ответить

    Макс Кузубов ответил:

    надо в конце пыхнуть вспышкой просто…

    Ответить

    filll32 ответил:

    наоборот надо вспышкой пыхать вначале, а потом человека этого обводить

    Ответить

    Макс Кузубов ответил:

    в корне неверное замечание… объясню почему…
    когда открыта шторка – происходит постоянное заливание светом матрицы (или пленки). так как свет минимальный то от человека в кадр попадает довольно небольшой поток который в длину выдержки более-менее прорисовывает человека.
    если мыв пыхаем в начале – то сильный потом попадает в кадр и отрисовывает человека, после чего маленький свет начинает поверху добавлять еще света, и так как вы чуть-чуть все таки шевелитесь – то фактически вы замазываете уже четкий элемент от вспышки.
    если вы пыхаете в конце вспышкой – то она ложиться поверх того, что уже намазано слабым светом и фактически чуть-чуть подтирает его…
    так же хочу заметить, что при съемке в интерьере вспышка в конце может затереть тех кто ходил и рисовал, так как свет от вспышки куда сильнее высветит весь интерьер, чем небольшой свет попадающий от вас в кадр…

    Ответить

    Sergi.K ответил:

    спасибо

    Ответить

  36. shanya1503 пишет:

    ААА,=)))
    оч рад што нашел етотсайт,
    раньше видел у одного знакомого как он ето делает,
    через месяц покупаю зеркалку,
    буу развивацца и в етом направлении…
    Спасибо засоветы)))

    Ответить

  37. Canes пишет:

    Луди скажите как все таки на древний цифровик Canon Power Shot A540 Freezelight рисунок

    Ответить

  38. surefire пишет:

    как как. если нет ручных установок – в любом случае есть сюжетные режимы, ставишь на ночной портрет\ночной ландшафт – и вперед, чаще всего в нем будет самая длинная по паспорту фотоаппарата выдержка, вне зависимости от количества попадаемого на сенсор света.

    Ответить

  39. Canes пишет:

    Прикинте я фотик отрегулировал 2 дня покалякал поставилна шкаф(для обзора всей комнаты)а штатива или еще чё-нибудь такого у меня нет.так от поставил фотик на шкаф……….а он оттуда упал:-(((((в ремонт таскал его сказали что всё.

    Ответить

  40. Пирамидка пишет:

    ]Извините, но мало-мальски приятный для лицезрения кадр, таким способом можно получить буквально в течение минут пяти
    минут пяти ??? или все-таки секунд?

    я все равно не пойму насчет вспышки (( поставила, нарисовала, и на последних секундах пыхать вспышкой, так?
    было бы неплохо, если бы вы сделали общий блог, в котором все могли бы в пост задать вопрос, а в комментах обсуждать его.

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    время выдержки зависит от вашей идеи :) чем сложнее задумка, тем больше времени надо на её отрисовку… и вплоть до 5ти минут!
    про вспышку правильно поняли. в зависимости от идеи можно пыхать и вначале, а потом рисовать.
    общий блог был создан ещё раньше сайта – community.livejournal.com/freezelight/
    спрашивайте всё, что вас интересует там – народ поможет, да и мы не оставим без внимания ;)

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    Ну если учитывать затраты времени на тестовые кадры и неудавшиеся дубли – то да, в течение минут пяти. Непосредственно на рисование в кадре в среднем уходит 15-20 секунд (это время выдержки).

    Насчёт вспышки – именно поставила, нарисовала, закрепила вспышкой или выражаясь профессиональным языком вспышка сработала по задней шторке.

    По поводу общего блога, наверное вы имеете в виду – форум… Ну в общем-то в будущем, когда мы запустим большой фризлайт-портал(работа над ним уже ведётся) это будет реализовано, сейчас советую воспользоваться одним из фризлайт-сообществ.

    Ответить

  41. serg55555 пишет:

    много обсуждений по поводу использования фото редакторов……
    лично мое мнение это только изменение размера фотки (для удобства интернета) и обрезка…

    то есть именно те действия которые возможны именно с реальной фоткой (бумажной)…

    иначе начнется -тут наложил там пририсовал… (весь смысл теряется)!

    Ответить

    ufo ответил:

    Согласен, что использование фоторедакторов недопустимо! Настоящий мастер фризлайта не будет фотошопить свои работы.

    Ответить

  42. Papa_Ato пишет:

    Добрый вечер!
    Подскажите, пожалуйста, почему при съемке получается очень заметное зерно. Пиксели и точки так и лезут, как будто на телефон фотографирую.
    Фотоаппарат простой Canon PowerShot A520, взял попробовать.
    Заранее спасибо!

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    ну это общая проблема для компактных цифровиков, мы уже не раз говорили, что в идеале лучше работать на зеркальные камеры, при этом даже если это будет наидешёвейший вариант…

    Ответить

    Papa_Ato ответил:

    все понял, спасибо большое!

    Ответить

  43. NADI пишет:

    Здравствуйте!
    У меня зеркальный фотоаппарат Sony DSC-H50
    Я все никак не могу найти как тут настроить выдержку!!
    Пожалуйста помогите!!

    Ответить

    Shilkin-man ответил:

    Во-первых переставьте фотоаппарат в режим М, зайдите в меню. Там должна быть настройка выдержки, диафрагмы и светочувствительности)

    Ответить

  44. Hesel пишет:

    ребята, вы молодцы!!))
    у меня вопрос, выставление ББ имеет значение?

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    спасибо))
    в принципе да, но если и не выставил правильный ББ, то его всегда можно поправить в ФШ :)

    Ответить

    Hesel ответил:

    эээ… а вот как в темноте то определить правильный ББ?%))

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    баланс белого в темноте определяется исходя из источников света, которыми работаете… Есть ещё один нюанс – обращайте внимание на цвет источника )) немного опыта и всё будет гуд ))

    Ответить

    Артём Долгополов ответил:

    конечно имеет )) как и со всей фотографией ))

    Ответить

  45. Chess пишет:

    А как так получается, например на снимке с балериной, что балерина чёткая, как при фотографировании со вспышкой?? У неё опыт позирования не долго не шевелясь?)))) Или она приклеена с другого дубля?

    Ответить

    Роман Пальченков ответил:

    прыжок, мощная вспышка… и балерина чётко остаётся на снимке. далее рисуются элементы светом.

    Ответить

Ваш комментарий